Незавершенный Эйзенштейн

Основная программа
12 июня 2016воскресенье
23:34
Арт-центр Коммуна
Выставка работает с 3 по 14 июня
Ежедневно с 10:00 до 23:00 (без выходных)

11 июня с 10:00 до 18:00
12 июня с 10:00 до 00:00 (Фестивальная ночь)

Арт-центр «Коммуна» (пр-т Революции, 39 Б)
Вход свободный

В основе выставки «Незавершенный Эйзенштейн» – незаконченный фильм великого режиссёра «Да здравствует Мексика!», а также идея, что жизнь и творчество гениев не завершается их смертью – оно продолжается в других временах, обретая новые значения. 

Выставка состоит из 300 кадров фильма «Да здравствует Мексика!» (1930-1932), 40 фотографий рабочих моментов этого фильма, 40 напечатанных копий мексиканских рисунков Сергея Эйзенштейна и 16 «сопровождающих кадры» рисунков. Это копии рисунков, оригиналы которых хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). 

Выставка создана специально для Платоновского фестиваля Наумом Клейманом – российским историком кино, одним из крупнейших специалистов по творчеству Эйзенштейна, директором «Эйзенштейн-Центра» и главным редактором журнала «Киноведческие записки».

Судьба фильма «Да здравствует Мексика!» удивительна. В 1929 году съёмочная группа в составе трёх человек – режиссёр Сергей Эйзенштейн, оператор Эдуард Тиссэ и режиссёр Григорий Александров – отправилась в Мексику. Однако в самом разгаре съёмок Иосиф Сталин отозвал группу, а весь отснятый материал остался в Америке, поскольку права на него принадлежали кинокомпании. «Эдуардом Тиссэ было снято 70 тысяч метров плёнки… Увезти негатив мы могли лишь, оплатив его полную стоимость. Но денег у нас не было», – вспоминал Григорий Александров.

Плёнка попала в Советский Союз почти полвека спустя, когда уже были мертвы Эйзенштейн и Тиссэ. В 1979 году Григорий Александров завершил фильм «Да здравствует Мексика!», восстановив ход съёмок и предполагаемый авторский монтаж по написанному в 30-х годах либретто. Однако существует и вторая версия фильма – «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия», созданная в 1998 году сценаристом, режиссёром и историком кино Олегом Коваловым. 

Обе версии, а также ретроспектива фильмов Эйзенштейна, документальный фильм о нём «Дом мастера» и другие картины будут показаны в арт-центре «Коммуна». 

«Американские друзья Эйзенштейна писали Сталину о том, что рождается шедевр, самая великая картина всех времен и народов. И картина была обречена именно потому, что её перехвалили – Сталин отозвал съемочную группу, а плёнка осталась в Голливуде»

Олег Ковалов

Региональный общественный фонд «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры» («Эйзенштейн-центр») учреждён в 1994 году группой известных искусствоведов, филологов и историков кино – Александром Трошиным, Наумом Клейманом, Леонидом Козловым, Валентином Михалковичем, Олегом Аронсоном. Центр занимается исследовательской и издательской деятельностью.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) – крупнейшее хранилище России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной культуры. Основан в 1941 году. Включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Вся программа