Божена Кефф "Песнь о Матери и Отчизне"

Программа актуального искусства
11 июня 2012понедельник
18:00
Театр драмы имени А. Кольцова, большая сцена

Художник-постановщик - Юстина Лаговска

Костюмы - Юстина Лаговска и Матеуш Стемпняк

Хореография - Мацько Прусак

В спектакле заняты: Анна Ильчук, Паулина Хапко, Доминика Фигурска, Кинга Прайс, Халина Расякувна, Войцех Земяньский.

Продолжительность спектакля: 90 минут с одним антрактом.

Спектакль идет на польском языке с русскими субтитрами.


«Песнь о Матери и Отчизне» - это инсценировка книги известного филолога и феминистки Божены Кефф, которая выдвигалась на литературную премию «Нике» 2009 года. Это произведение об идеальном и реальном, идеальной матери и дочери – и их реальных отношениях, о затаенной жестокости тех, кто стал жертвой Холокоста - и выжил, и, наконец, об идеале, выходящем за рамки привычного понимания государства, - идеальной Отчизне, которая, как нас учит национализм 19 века, состоит из крови и земли. Это произведение не о судьбе мужчины или женщины, выживших во время еврейского геноцида, а о жизни их взрослого ребенка.

«Песнь» представляет собой диалог Дочери и Матери, который разыгран актрисами вроцлавского театра и актером Войчехом Земяньским как фантастическая философская оперетка. Спектакль Театра Польского относится к программе актуального искусства Платоновского фестиваля, в которой есть место для эксперимента и неклассических, передовых форм театра.

Журнал «Новая Польша»:

Спектакль одного из лидеров европейской театральной режиссуры Яна Кляты «Песнь о матери и отчизне» - это групповая психотерапия нации, охваченной навязчивым состоянием траура, страдания и жертвенности.


Газета «Российская газета»:

Мать, чудом спасшаяся во время Холокоста, воспринимает свое материнство как наказание, терроризирует дочь, пытаясь выиграть у нее войну. Материнский «вампиризм» и саму дочь превращает в нежить, чудовище. Русалочий мир, полный архаических ритуалов и мифологических аллюзий, изысканно оформленный художником Юстиной Лаговской, становится одновременно миром поп-культуры, а война дочери и матери - своеобразной войной с собственной родиной, ее мертвящими мифами-вампирами.


Ян Клята, интервью «Газете выборчей»:

- Мы любим думать о себе как о непорочном дитяти Европы, как о нации угнетаемой, предаваемой, проливающей кровь за других. Божена Уминская-Кефф разрушает этот наш красивый, но далекий от правды фундаментальный миф. 

Ян Клята и коллектив театра получили множество наград за спектакль, в их числе - приз за лучшую режиссуру  XVII Национального конкурса постановки современной польской пьесы и международного фестиваля «Божественная комедия» в Кракове (2011), а также Гран-при фестиваля современной пьесы в Забже «Запечатленная реальность» и Гран-при LI фестиваля актерского мастерства «Театральные встречи в Калише» (2011).

Ян Клята - польский драматург, театральный режиссер, журналист. Принадлежит к новому поколению польских художников. 

Пьеса «Зеленый слон», написанная будущей звездой польской режиссуры в 12 лет, была признана победителем драматического конкурса во Вроцлаве. А его первой постановкой стал «Ревизор» Гоголя в драматическом театре Ежи Шанявского в Валбжихе (2003).

Спектакли Кляты в театрах по всей стране - такие, как «H» по шекспировскому «Гамлету», «Трансфер!», «Дело Дантона», «Трилогия», – помогли режиссеру показать собственную идею того, каким должен быть театр. По мнению критиков, энергия и сила постановок Кляты связаны с его «искренним желанием найти болевые точки общественной жизни». Это проникновение в суть тревог польского народа принесло режиссеру множество наград – как индивидуальных (за режиссуру), так и совместных (за лучшие постановки).

В последнее время Ян Клята много работает за рубежом – за два года он осуществил постановки в Германии в драматических театрах Дюссельдорфа и Бохума.

Вся программа