Гидон Кремер, скрипка (Латвия)
Спектакль-концерт «Быть Гидоном Кремером»
Российская премьера
Гидон Кремер – одна из самых ярких и неординарных личностей в современном музыкальном мире. Выдающийся скрипач завоевал множество престижных музыкальных наград: премии Академии Киджи, Эрнста Сименса, а также «Триумф», «Либерти», «Грэмми», и др. Лауреат Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1970 г.). Гидон Кремер выступал на всех наиболее авторитетных сценах мира, сотрудничал с ведущими оркестрами Европы и США. Его сценическими партнерами были такие выдающиеся музыканты, как Леонард Бернстай, Герберт фон Караян, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Лорин Маазель, Клаудио Аббадо, Миша Майский и многие другие.
Кремер является художественным руководителем нескольких известных международных фестивалей камерной музыки в Австрии, Швейцарии и других странах. В 1997 году им создан ныне знаменитый камерный оркестр «Кремерата Балтика», состоящий из ярких молодых музыкантов прибалтийских стран.
В 1997 году на легендарном австрийском фестивале камерной музыки «Локенхаус» Гидон Кремер представил новый оркестр «Кремерата Балтика» («Kremerata Baltica»), состоящий из 27 молодых музыкантов из Латвии, Литвы и Эстонии, который сразу завоевал требовательную аудиторию своей энергией и радостью игры. «Кремерата Балтика» – долгосрочный творческий проект – стал подарком Кремера к своему 50-летию. Это своеобразный путь передачи опыта молодым коллегам из стран Балтии. Талантливая группа музыкантов очень скоро стала профессиональным ансамблем мирового уровня и утвердила свою международную репутацию выступлениями на ведущих концертных площадках мира. «Кремерата Балтика» за 14 лет выступила более чем в 50 странах, 600 городах, дала около 1000 концертов в Японии, Австралии, США, Латинской Америке, России и в Европе.
20 сентября 2010 года в Вене состоялась презентация проекта под названием «Быть Гидоном Кремером». Это уникальный в своем роде спектакль-концерт всемирно известного скрипача и его камерного оркестра «Кремерата Балтика», в котором главные роли отведены музыке и самому Гидону Кремеру, который... Впрочем, вот что говорит он сам:
«Эта вещь задумана как рефлексия на мир музыки. Как биография артиста позволяет, метафорически говоря, оказаться за кулисами и увидеть его действия, так и эта рефлексия, это отражение, позволяет слушателю войти в пространство, обычно не доступное публике. Статус «звезды» в наше время хорошо продвигается на рынке благодаря маркетинговым стратегиям и часто играет более важную роль, чем та сущность, которая нам всем так дорога, – сама музыка, ее эмоциональная мощь, ее потенциал в качестве обогащающего опыта.
Всю свою жизнь я старался служить музыке, приносить пользу ее творцам-композиторам, делиться звуками с моими дорогими коллегами и друзьями. В последнее время я все больше и больше беспокоюсь по поводу способности аудитории различать «истинное» и «фальшивое». Мы живем в мире, где гламур и беседы ни о чем, цены и рейтинги являются чем-то более весомым, чем они того заслуживают. Кажется, что если «товар» (а артиста многие рассматривают именно как таковой) хорошо продается, тогда цена определяет и его, артиста, ценность. Это типичная философия рынка. Я не могу не назвать это неправильным.
«Быть Гидоном Кремером» – это обращение к вам не только через ноты, но и с помощью слов. Нет, мы не считаем, будто можем заменить силу музыки текстами или анекдотами. Тем не менее, мы все хорошо знаем, что иногда слова позволяют нам выбрать лучшее направление. Особенно когда они личные.
Как скрипач и музыкант я всю жизнь старался быть настоящим и искренним. Я хотел бы надеяться, что добавление нескольких «историй» к той великой музыке, которую мы будем играть, не уменьшит эмоциональное воздействие этого необычного «концерта», а скорее напомнит нам, откуда берутся звуки и на что они должны воздействовать.
Слова и музыка нечасто могут «вступать в брак». И все же исключения всегда существовали: «Lieder» и, конечно, некоторые оперы («Maria de Buenos Aires» Пьяццолы и Ферреры, блестящий шедевр) – лучшие примеры этого.
Но для нас важен еще один «ингредиент» – это чувство юмора и комедии. Мы часто забываем, что способность смеяться – важный элемент нашего психического здоровья. Юмор как музыка – он говорит с нами напрямую, трогает нас и подвигает нас к осознанию нашей истинной души, часто скрытой за претенциозными личинами и словами.
«Быть Гидоном Кремером» – это, по сути, «Быть... артистом». Я просто один из них, но, говоря о себе, я пытаюсь говорить о других»
Гидон Кремер