Бубновый валет. Эманации измов.

Основная программа
3 июня 2021четверг
16:00

Из собраний Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Саратовского государственного художественный музея им. А.Н. Радищева, Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки, Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина, Тульского областного художественного музея, Ярославского художественного музея. 

3 июня – 25 июля

П.П. Кончаловский «Кассис»

Открытие выставки: 3 июня в 16:00

В день открытия вход на выставку бесплатный

На обе фестивальные выставки в Музее им. И.Н. Крамского действует единый билет. Приобрести его можно будет в кассе музея (только наличный расчет).

Стоимость билета:

Полный – 200 руб

Льготный – 160 руб

Режим работы выставки:

В период фестиваля – ежедневно (кроме четверга) с 10:00 до 19:00

Четверг – с 12:00 до 20:00

Касса прекращает работать за 45 минут до закрытия музея

С 21 июня – по обычному графику работы Музея им. И.Н. Крамского

Платоновский фестиваль впервые в Воронеже представляет выставку произведений художников «Бубнового валета» - творческого объединения, с которого началась история русского авангарда.

Первая выставка «Бубнового валета» состоялась в декабре 1910 – январе 1911 года и,  как экспериментальная площадка, объединила художников разных эстетических взглядов. Кончаловский вспоминал: «Всех нас объединяла тогда [в 1910 году] потребность пойти в атаку против старой живописи». Своим искусством бубнововалетцы возвещали смену культурных эпох. Они первыми заметили пропасть между современной жизнью и старой, классической культурой,  «впустив» в искусство грохот улиц, жизнеутверждающую грубость вывесок и дешевых подносов, откровенный балаганный юмор. Неопримитивизм, в русле которого сначала развивался «Бубновый валет», активно переосмыслял визуальную культуру города и деревни, архаические изобразительные традиции.

Начиная с 1912–1914 годов бубнововалетцы постепенно отходили от примитивистских  устремлений. Ларионов и Гончарова переходят к лучизму, а в 1912 году совсем выходят из объединения. Кончаловский, Машков, Фальк и Куприн - всё глубже уходят в станковую работу, идущую у многих из них в русле сезанистской традиции. Не случайно бубновалетцы получили от А. Бенуа, тонкого художественного критика, ёмкое определение «русские сезанисты». Метод Сезана – метод живописного анализа, в каждой его работе, даже, казалось бы, самой незначительной – выявление пластической однородности мира. Наиболее восприимчивой к открытиям Сезанна оказалась Россия, сезанистские реминисценции еще спустя десятилетия отзывались в творчестве художников, стремившихся сохранить в своем творчестве живописное начало и профессиональную культуру. К искусству Сезанна возвращались всякий раз, когда возникала проблема поиска выразительности формы без «реалистической» наглядности и повествовательности сюжета, когда необходимо было найти живописи собственный универсальный язык выражения больших сущностей.

Как организация «Бубновый валет» перестал существовать в 1917 г. Но лидеры группы развернули активную педагогическую деятельность и на протяжении следующих пятнадцати лет они сами и их многочисленные ученики создали целый ряд обществ, которые во многом определяли ситуацию в отечественной живописи 1920-х годов: «Московские живописцы» (1924-25), «Бытие» (1921-30), «Крыло» (1926-28), Общество московских художников (1927-32).

Выставка Платоновского фестиваля «Бубновый валет. Эманация измов» объединяет произведения из собраний семи российских музеев – Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, Саратовский государственный художественный музея им. А.Н. Радищева, Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, Тульский областной художественный музей, Ярославский художественный музей. В экспозицию вошли произведения: М. Ларионова, Н. Гончаровой, А. Лентулова, «сезанистов» И. Машкова, П. Кончаловского, А. Куприна – художников, составивших одну из ярчайших страниц русского искусства. Важнейшей проблемой для них стало сохранение внутренней свободы творчества, возможности художественного высказывания в условиях совсем несвободных. Судьбы первых авангардистов сложилась по-разному: от забвения до эмиграции, от мучительных компромиссов до «запрета на профессию». Бубновалетцы в творчестве постигали устройство мира, а в их судьбах отразилась трагедия истории.

 

Вся программа