Аркадий Шайхет. Свидетель времени. Фотографии 1924-1940

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Основная программа
5 июня 2021суббота

Аркадий Шайхет. «Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра». Москва, 1935 г. 

В день открытия вход на выставку бесплатный

На обе фестивальные выставки в Музее им. И.Н. Крамского действует единый билет. Приобрести его можно будет в кассе музея (только наличный расчет).

Стоимость билета:

Полный – 200 руб

Льготный – 160 руб

Режим работы выставки:

В период фестиваля – ежедневно (кроме четверга) с 10:00 до 19:00

Четверг – с 12:00 до 20:00

Касса прекращает работать за 45 минут до закрытия музея

С 21 июня – по обычному графику работы Музея им. И.Н. Крамского

Аркадий Шайхет (род. в 1898 г.) приехал в Москву в 1922 году, уже владея фотографическими навыками, которые успел получить в родном Николаеве. В Москве Шайхет устроился ретушером в фотоателье «Рембрандт», владелец которого вскоре стал доверять ему и фотосъемку клиентов. Тогда же по совету дальнего родственника (опытного журналиста Дмитрия Бразуля) Шайхет пробует свои силы в фоторепортаже, его снимки регулярно появляются в «Рабочей газете».

Знакомство с главным редактором журнала «Огонёк» Михаилом Кольцовым стало поворотным в жизни и творчестве Шайхета: с 1925 года он становится главным фотографом самого популярного в стране иллюстрированного журнала. Темы его журнальных репортажей ‒ самые разные: борьба с неграмотностью и НЭП, годовщина смерти Ленина и юбилей Большого театра, автомобильные заводы и металлургические комбинаты, жизнь беспризорников и парады на Красной площади.

В 1927 году Шайхет, арестованный по ложному доносу, провел несколько месяцев в Бутырской тюрьме, стараниями Кольцова был освобожден (реабилитирован посмертно в 2006 году).

Аркадий Шайхет был одним из авторов (наряду с Александром Родченко, Борисом Игнатовичем, Георгием Петрусовым, Михаилом Прехнером), заложивших основы советской визуальной культуры. В 1931-1932 гг. образовалось Российское объединение пролетарских фотографов (РОПФ), Аркадий Шайхет активно участвовал в его работе. Фотографы, входившие в РОПФ, спорили с участниками группы «Октябрь», одним из руководителей которой был Александр Родченко. Несмотря на различия во взглядах, фотографы этих групп постоянно взаимодействовали, использовали опыт друг друга в творчестве и были искренни в отстаивании собственного мнения.

В 1938 году Аркадий Шайхет был уволен из «Огонька», его перестали печатать в журналах «Советское фото» и «СССР на стройке».

Великую Отечественную войну Шайхет прошел с первого дня до Победы корреспондентом газет «Фронтовая иллюстрация» и «Правда»; после демобилизации надеялся вернуться в редакцию «Огонька», но этому помешала широкомасштабная пропагандистская антисемитская кампания.

Шайхета всегда отличало фанатичное отношение к работе, невероятная скрупулезность, умение выхватить суть момента и выстроить идеальную композицию. Возможности отказаться от задания редакции или просрочить его выполнение для фотографа не существовало. 18 ноября 1959 года он умер от четвертого инфаркта во время съемки для журнала «Юный техник».

На выставке «Аркадий Шайхет. Свидетель времени. Фотографии 1924-1940» представлены фотографии, сделанные в разных уголках СССР. 

Довоенные снимки, тщательно атрибутированные сотрудниками МАММ, дают возможность познакомиться с советской визуальной культурой. 

Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) — музейно-выставочный комплекс, первый в России музей, специализирующийся на фотографии, видео- и медиаарте. Основан в 1996 году. В музее проходили выставки таких фотографов, как Георгий Петрусов, Анри Картье-Брессон, Энни Лейбовиц и многих других. Неоднократный участник Платоновского фестиваля искусств.

Вся программа