На первом заседании клуба присутствовали участники «Мастерской перевода», члены литературного сообщества, журналисты. Вел беседу директор платоновского фестиваля Михаил Бычков.
– Нам нужна такая свободная площадка, как Платоновский клуб, где в неформальной обстановке, за чаем, могли бы встретиться люди науки, литературы, различных искусств. Люди с разных «орбит» платоновского мира. Мы должны быть связаны не только с Платоновым, но и друг с другом.
Михаил Бычков предложил собравшимся обсудить два вопроса: темы дальнейших встреч, а также критерии присуждения Платоновской премии.
– Уже второй год мы присуждаем премию имени Платонова в области литературы и искусства. В том году мы вручили премию прозаику Борису Якимову, в этом году – артисту Льву Додину. Но на самом деле мы пока еще не определили, какого рода достоинствами должен обладать лауреат. Хотелось бы, чтобы присутствующие здесь господа и дамы высказались, что такое «платоновский дух», что такое созвучие платоновскому мироощущению, что такое продолжение традиций Платонова. И применить это к сегодняшней практике.
Марина Дмитревская, главный редактор «Петербургского театрального журнала», арт-директор Всероссийского театрального фестиваля «Пять вечеров» им. Володина, предположила, что найти прямых продолжателей дела Платонова будет практически невозможно.
– Мы, например, определили параметры володинского мира, вербализировали требования к претенденту на Володинскую премию, но никаких «наследников» у выдающихся литераторов не бывает.
Михаил Бычков ответил, что поиск творца, достойного премии, проводится не только среди литераторов, но и даже среди жителей Воронежа. Получить награду может любой деятель искусства.
Участники дискуссии сразу же возмутились: почему тогда претендентов выбирают лишь из людей искусств? Ведь тракторист-мелиоратор или машинист, отдающие делу еще и свободное время, куда ближе к платоновскому творчеству. Они напоминают любимых героев великого писателя.
– Рамки продиктованы учредителями премии, – объяснил директор фестиваля, – к тому же «Леонардо», гениальных и в тяжелой работе, и в творчестве, найти нелегко.
Интересные критерии предложила Наталья Корниенко, руководитель Платоновской группы Института мировой литературы им. М. Горького или «главный по Платонову», как ее представил Михаил Бычков.
– Я больше двадцати лет работаю с рукописями Платонова и не устаю удивляться одному: абсолютному бесстрашию Платонова. Он не литератор, среди современников-литераторов. Литература как огня боится реальной, текущей, низовой жизни. Такой, какая показана в «Котловане». Тридцатые годы, сталинские статьи. Платонов едет в Волжский край и пишет «Котлован» по горячим следам. А все метафоры и мифологемы возникают в нашем мозгу. Бесстрашие. Художественное бесстрашие. И безупречная репутация.
Также Наталья Корниенко намекнула, что премии достойны прежде всего те, кто в ней нуждаются:
– В 1947 году Платонову дали пятьсот рублей, а его критикам – персональную пенсию.
Марина Давыдова, известный театральный критик, главный редактор журнала «Театр», предложила признаки, по которым вручать премию не надо:
– Мне кажется, не надо вручать премию «генералитету». Это может быть литературный, художественный или театральный «генералитет». Это не имеет отношение к степени их таланта. «Генерал» может быть талантлив, возможно, именно благодаря этому таланту он и добился успеха. Это они нужны премии, чтобы вручать ее другим. Тем, кто находится в зоне риска.
Собравшиеся также решили, что одним из критериев вручения премии должно быть новаторство. Но новаторство адекватное. Панк-молебен в храме Христа Спасителя к нему не относится.
Также участники клуба решили отправить воронежскому и московскому правительству письмо, о необходимости установки памятника Платонову. Письмо будет составлено в ближайшее время. Под ним согласились подписаться большинство участников клуба.