Известный режиссер начал с того, что не обладает истиной в последней инстанции, но готов поделиться с пришедшими жизненным опытом, видением театральной ситуации.
В первую очередь зрители спросили о секрете успеха. Режиссер ответил, что в наше время это понятие приобрело странный смысл. Зачастую успешными считаются люди глубоко неуспешные. Они занимаются в жизни ерундой и регулярно демонстрируют свою глупость. Для Додина же важнее внутреннее удовлетворение. Ему не удалось сделать в жизни все, что хотелось. В прежние годы творцам серьезно мешали. Каждый спектакль приходилось пробивать и ставить, как последний. Но многое получилось. Жизнь в театре Додину интересна. Ведь в театре можно и нужно говорить о самом главном, искать отчеты на мучающие всех вопросы. Этот поиск и есть самое интересное.
Режиссер считает театр одним из важнейших инструментов воспитания личности. Сейчас в Малый драматический стало приходить много молодежи. Она смотрит сложные спектакли и понимает их! Возможно, у молодых не всегда находятся слова для того, чтобы выразить свое впечатление. Но если есть желание и понимание, со временем найдется и язык для выражения сложных понятий и ассоциаций. Театр, по убеждению Додина, является своеобразной религиозной практикой, способом общение с высшими силами. С другой стороны, он имеет празднично-развлекательный смысл. Радовать людей, отвлекать их от забот и волнений – задача куда более благодарная, чем воспитывать, заставлять думать.
- Главное, что театр дает возможность человеку хотя бы на секунду не быть одиноким.
Люди обожают хэппи-энд и не очень любят трагический финал. Их можно понять. Ведь сама жизнь – трагедия. Человек рождается неизвестно для чего и знает, что обязательно умрет. Проблема в том, что развлечение, комедия стали «съедать» смысл и безраздельно превалировать. Правит бал шоу-бизнес, который к искусству отношения не имеет. Попытка искусства стать наркотиком – губительна. Налицо кризис любви, понимания, сострадания. И кризис профессионализма. От потери профессиональных навыков и интеллекта страдает весь мир. Даже «коронованные особы» все реже приходят на драматические спектакли, зато они все чаще посещают стадионы и рок-концерты. А стотысячные стадионы – самая благодатная среда для заражения толпы стадным вирусом.
Додин признался, что является пессимистом. По его мнению. человечество подошло к опасной черте, за которой – распад и кошмар. Театр тоже впал в кризис, спеша за шоу-бизнесом. Одна из главных потерь – утрата способности понимать суть сложных текстов. Сегодня в театре все чаще говорят короткими рублеными фразами.
- А люди мыслят гораздо сложнее, чем думают некоторые режиссеры, - сказал мэтр. Любой момент нашей жизни, театрального спектакля – многослоен. Достичь первого слоя легко. Но для более глубокого погружения требуется множество повторений и проб.
Вот почему спектакли Додина рождаются так непросто. По его мнению, надо всегда стремиться к совершенству. Оно недостижимо, но нельзя прекращать попытки. Надо постоянно задаваться вопросами. И нужно четко определиться, на чьей ты стороне – добра или зла. Идеальных людей нет, но сохранять верность высшим идеалам необходимо.
Благодарный зал наградил режиссера аплодисментами.
- Спасибо, что пришли, - сказал воронежцам Лев Додин. - Для меня это важно.