ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

Фернан Леже. Шпалера. Строители
6 июня
Областной художественный музей имени И.Н. Крамского
Фернан Леже. Поэтика современности
Живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина


6 июня – 29 июля
Куратор выставки: Варвара Замахаева
6+

Открытие выставки: 6 июня 16:00


Стоимость входного билета: 200 руб. – полный, 160 руб. – льготный

Режим работы музея:
СР, СБ, ВС 10:00 – 18:00
ЧТ 12:00 – 20:00
ПТ 11:00 – 18:00
ПН, ВТ выходной
Касса прекращает работать за 45 минут до закрытия музея


Фестивальная ночь 13 июня: 10:00 – 01:00

 

В экспозицию выставки «Фернан Леже. Поэтика современности» войдут более 50 работ художника из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – постоянного партнера Платоновского фестиваля. Зрители получат уникальную возможность увидеть произведения французского модерниста, долгое время не покидавшие музейные запасники, – живопись, графику и предметы декоративно-прикладного искусства.

 

Фернан Леже (1881-1955) – один из великих художников XX века, который наряду с Пикассо и Браком стоял у истоков кубизма. Как и многие его современники, работал в нескольких видах изобразительного искусства. Он одинаково ярко проявил себя в живописи и графике, его интересовали скульптура, керамика, витраж и шпалера. Пушкинский музей покажет эти разные грани дарования художника на выставке в Воронеже.

 

Ядром экспозиции являются живописные произведения Леже конца 1940-х – начала 1950-х годов. В этот период живописная манера Леже максимально упрощается, обретает почти плакатную ясность и уверенность. Для полотна «Чтение» (1949) характерны сильные выразительные линии, свободное расположение цветовых плоскостей. Героиня работы «Женщина с птицей на красном фоне» (1952) словно сошла с плаката послевоенных лет, призывающего к борьбе за мир. В этих портретах проступают узнаваемые черты Надежды Петровны Ходасевич-Леже (1904–1982), жены, ученицы и верной помощницы художника, но в то же время – это обобщенные женские образы. Особое место в экспозиции занимает камерная картина «Город с птицами» (1953): работа кисти здесь мягче, созданный образ романтичнее. На обороте есть надпись «Amigo»: свою работу художник подарил на память другу – советскому писателю Илье Эренбургу, свидетелю и участнику многих событий парижской художественной жизни 1910–1950-х годов.

 

Живописец Фернан Леже работал и в печатной графике, хотя она составляет малую часть его обширного наследия. Излюбленной техникой мастера была литография, по большей части цветная; но художник пробовал свои силы и в ксилографии, в гравюре сухой иглой и в акватинте.

 

В разные годы Фернан Леже создавал проекты ковров и шпалер. Он стремился изменить искусство и сделать свою работу доступной для всех. Поэтому, как и Пикассо, работал с керамикой. На выставке можно будет увидеть несколько образцов фаянсовых тарелок, созданных в 1960-х годах на керамическом предприятии в Сален-ле-Бен во Франш-Конте.

 

Продолжая идею художника о доступности искусства, выставку дополнят два тактильных макета для слепых и слабовидящих людей по мотивам декоративных рельефов. Цвет, неотъемлемый элемент искусства Леже, будет отображен в тактильных макетах с учетом потребностей людей с особенностями зрительного восприятия.

 

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства, хранящий артефакты, созданные мастерами разных эпох – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Сегодня фонды музея насчитывают около 700 тысяч произведений. Жемчужиной собрания является одна из самых известных в мире коллекций произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов.

 

 

 

Леже Фернан. Тарелка декоративная. Группа на красном