ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

15 июня / 16:00
Концертный зал филармонии
Чевенгур
Музыка прозы Андрея Платонова
Ансамбль «Студия новой музыки»
Дирижер – Игорь Дронов

Проза великого Платонова, на первый взгляд, абсолютно самодостаточна, не допускает никаких музыкальных толкований. Но ее самодостаточность — глубоко музыкальна. Ритм речи писателя, неожиданные столкновения слов, взрывы смыслов, освещающие своими вспышками новые грани стертой от употребления фразеологии, оказываются созвучны композиторским исканиям нашего времени. Темы платоновского творчества: столкновение человека и природы, природы и машины — это те самые темы, которые последнее время волнуют композиторов во всем мире. Неудивительно, что в России платоновской темой заинтересовались композиторы разных поколений.

 

На тексты из "Чевенгура" написаны не только песни Александра Вустина, но и крупное сочинение Владимира Тарнопольского, где автор анализирует саму фонетику платоновского слова, отливая в суровых инструментальных звучаниях "портреты" фраз из романа. Красота души человека и красота машины, их своеобразное слияние в движении шумов и музыкальной ткани — вот тема сочинения Дмитрия Курляндского, использующего отрывок из "Сокровенного человека". В этом же концерте прозвучат сочинения, очень близкие по духу прозе Андрея Платонова, но непосредственно не связанные с его конкретными сочинениями. 4-я симфония Галины Уствольской и "Слово" для духовых и ударных Вустина апеллируют к поэтике платоновских текстов в таких ее ключевых точках, как рождение слова из немоты, противопоставление механического и человеческого и т.д.

 

Ансамбль солистов «Студия новой музыки» основан в 1993 году композитором Владимиром Тарнопольским и дирижером Игорем Дроновым. Первое выступление ансамбля состоялось на фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича.

 

Главная задача ансамбля – интеграция российской музыки в общеевропейский контекст, поэтому основные направления работы Студии: знакомство российской аудитории с классикой авангарда, «второе открытие» произведений российского авангарда 1910-х – 1920-х годов, проведение мастер-классов для молодых композиторов и исполнителей, заказы новых сочинений молодым композиторам.



За прошедшие 18 лет ансамбль дал около 800 концертов, выступая не только в Москве и городах России, но и в Австрии, Азербайджане, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Португалии, США, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции и др. странах. Концерты Студии проходили в таких престижных залах как Берлинская филармония и Konzerthaus, ансамбль проводил мастер-классы в Оксфордском и Гарвардском университетах, музицировал совместно с Ensemble Modern и Шенберг-ансамблем.



Среди наиболее крупных проектов Студии – трехгодичный цикл »Антология музыки ХХ века в российских регионах», серии концертов «Россия-Германия. Страницы музыкальной истории», «Шенберг-Кандинский: диалог живописи и музыки», «Moz-Art. Игры с Моцартом», «Неизвестные русские гении ХХ века. Премьеры 80 лет спустя» «Шедевры австрийского симфонизма в переложениях для камерного ансамбля», «Сто лет новой музыке», «Свет и звук. Скрябин и композиторы ХХ века». Ансамбль провел цикл концертов-монографий: Арнольд Шенберг, Игорь Стравинский, Альбан Берг, Александр Мосолов, Эдгар Варез, Антон Веберн Николай Рославец и др. Большой резонанс получила серия концертов-портретов крупнейших современных композиторов: Пьера Булеза, Клауса Хубера, Хайнца Холлигера, Тристана Мюрая, Беата Фуррера, Филиппа Юреля, Жерара Цинстага, Эдисона Денисова, Фараджа Караева, Александра Вустина и др.



Студия новой музыки является базовым ансамблем международного фестиваля современной музыки Московский Форум, проводимого Центром современной музыки Московской консерватории. Ансамбль проводит Международный конкурс молодых композиторов им. Юргенсона, а также различные исполнительские конкурсы.



Студия новой музыки записывает произведения для различных радиостанций, выпускает компакт-диски с музыкой русских и зарубежных современных композиторов. Бельгийская фирма MEGADISC издает серию CD-портретов известных российских композиторов в исполнении Студии новой музыки.



Ансамбль обладает эксклюзивным правом на первое исполнение сочинений российских композиторов Александра Вустина, Фараджа Караева и Владимира Тарнопольского.



За большой вклад в развитие современной музыки в России ансамбль получил престижные премии Ernst von Siemens Musikpreis (2001, 2004) и Kulturstiftung des Bundes (2004-2006).



Заслуженный артист России Игорь Дронов – главный дирижер ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым он осуществил более 500 российских и мировых премьер сочинений композиторов ХХ века. С момента основания фестиваля современной музыки «Московский Форум» И. Дронов выступает главным дирижером фестиваля. С 1994 года – главный дирижер и художественный руководитель молодежного ансамбля солистов «Премьера». С 1992 года преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 года – профессор). 



С 1991 года является дирижером Большого театра, где в его репертуар вошли оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Дети Розенталя» Л. Десятникова. Также выступает с оркестром Большого театра с концертными программами.



Игорь Дронов является приглашенным дирижером многих известных музыкальных коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, Ensemble Modern (Германия) и др.



Записал серию компакт-дисков современной русской и зарубежной музыки. Гастролирует в странах Европы, США и Японии.